Профсоюзная организация
Объединённая первичная профсоюзная организация (ОППО) МГХПА им. С.Г. Строганова МГО Общероссийского Профсоюза образования
Председатель профкома – Михеев Э.П.
эл.почта: miheev@mghpu.ru
Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации – добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.
Цели: представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
Основные направления деятельности: повышение уровня оплаты труда работников образования, совершенствование нормирования их труда. Правозащитная деятельность. Организация и проведение профессиональных конкурсов: «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Студенческий лидер». Обеспечение прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда и обучения. Защита социально-экономических прав и интересов студенчества. Международная деятельность. Внутрисоюзная деятельность.
Из истории Общероссийского Профсоюза образования
К концу XIX века в учительской среде, как и во многих сферах деятельности, проходили процессы объединения работников. Начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый такой съезд был проведен в 1895 году и имел значение как мероприятие для повышения профессионального уровня работников образования.
К 1905 году демократически настроенная часть народных учителей рассматривала объединение и борьбу с самодержавием как способ устранения невыгодных условий своего труда. Тогда был создан Союз народных учителей и других деятелей по народному образованию, являвшийся союзом всех демократически настроенных работников сферы образования.
9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах. Союз был признан профессиональной организацией, было издано постановление полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства.
К 1917 году в программу Союза в связи со сложившейся в стране ситуацией была снова включена политическая платформа. После роспуска Учредительного собрания деятельность союза была направлена против Советской власти, но вскоре в Союзе произошел раскол по политическим мотивам. Власть способствовала в выходе из Союза просоветски настроенным работникам образования. Вышедшие оттуда создали Всероссийский профессиональный Союз работников просвещения и социалистической культуры.
Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года.
В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.
26-27 сентября 1990 года прошёл Учредительный съезд Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР. На нём было принято решение о создании профсоюза, был принят Устав профсоюза и сформированы руководящие органы. Председателем профсоюза был избран Владимир Михайлович Яковлев. 6 февраля 1992 года профсоюз переименован в Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации. С 18 сентября 2003 года Председателем Профсоюза является Галина Ивановна Меркулова.
Из истории Профсоюза образования Москвы
В 2019 году Профсоюз образования Москвы отметил свой вековой юбилей – 12 апреля 1919 года была проведена учредительная конференция. Первым председателем профсоюза стал Сергей Мицкевич. В первые месяцы своего существования профсоюзу приходилось, по сути, выживать. На его содержание не хватало средств, поэтому на постоянной основе в правлении работало лишь два выборных работника, делопроизводитель, машинистка, регистратор и курьер. Кроме того, функционирование профсоюза осложняла мобилизация на фронты Гражданской войны (воевал даже сам председатель). К концу мая 1919 года в московской организации насчитывалось лишь 2574 члена, однако благодаря активной работе по привлечению в профсоюз уже к сентябрю нашей организации удалось объединить больше 7000 учителей.
В 1920-е образование было объявлено одним из приоритетов государственной политики, последовательно шла демократизация научных и высших учебных заведений. Этому предшествовало принятие 26 июля 1919 года декрета о ликвидации безграмотности.
Педагогам предстояло научить писать и читать все население страны от 8 до 50 лет. Трудность этой задачи в масштабах государства невозможно переоценить. В Москве число безграмотных достигало 147 000 человек.
Практически все работники образовательных учреждений Москвы добровольно стали членами профсоюза, поэтому в начале 1920-х профсоюзные лидеры поставили для себя новую задачу – сформировать профактив. Были созданы местные первичные профсоюзные организации.
Жизнь студента тех лет была крайне тяжелой. Поэтому профсоюз занимался улучшением материального положения и питания студентов, организацией отдыха и оздоровления.
В 1925 году был принят первый закон о пенсиях учителям за выслугу лет, профсоюз настаивал на принятии этого закона. В 1927 году расширение перечня социальных гарантий со стороны государства продолжилось. Была введена оплата больничных листов, оплачиваемые отпуска по беременности и родам, пенсии по старости. В стране наладилось бесплатное медицинское обслуживание, трудящимся выдавали льготные санаторные путевки.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Из столицы вывозили лучшие умы. Среди эвакуированных: 65 вузов, десятки НИИ, учреждения культуры. Профсоюзные организации столкнулись с новой задачей. Им предстояло активно участвовать в организации эвакуации.
Члены Профсоюза образования Москвы добровольно уходили на фронт, в партизанские отряды и другие военные формирования. О желании взять в руки оружие заявили студенты, учителя, научные и инженерно-технические работники и даже профессора. В одном Московском университете добровольцами на фронт ушло 2000 человек, еще больше тысячи вступили в народное ополчение.
Чтобы предотвратить голод в городе, особое внимание было уделено огородничеству. Здесь также не обошлось без помощи профсоюзных организаций, которые распределяли посевной материал, обучали горожан, не привыкших к работе с землей, обеспечивали огородников справочной литературой. Профсоюз старался помогать фронту, участвуя в сборах средств на производство боевой техники, теплых вещей и подарков для бойцов.
Война унесла жизни тысяч работников образования, ученых, студентов и профсоюзных лидеров. Все они могли бы развивать отечественную науку, нести знания людям, защищать права членов профсоюза, но…
Дальнейшая жизнь Профсоюза образования Москвы была связана с несколькими процессами. Постепенно росла роль профсоюза в управлении образовательными организациями. Например, администрации учреждений обязывались учитывать мнение профсоюзных комитетов при подготовке проектов производственных планов и рассмотрении вопросов труда и быта, а наиболее важные решения по вопросам труда и заработной платы должны были приниматься совместно – Правительством и Президиумом Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов.
Студенческое профсоюзное движение активно помогало стране в решении хозяйственных задач. Студенты выезжали осваивать целину, залежные земли, занимались строительством, полевыми работами. Для учителей активно работала жилищная программа. Ежегодно педагогам выделялось до 1000 квартир. А всего в школах Москвы к 1957 году обучалось более 500 000 детей.
Значимым изменением в работе высшей школы стала организация производственной практики студентов, которым предоставлялись рабочие места в соответствии с получаемой специальностью. Руководители организаций, предприятий и учреждений были обязаны обеспечить их жилой площадью, медицинским обслуживанием.
Профсоюз образования Москвы вел большую работу по установлению и укреплению дружеских и деловых связей с зарубежными профсоюзами. В 1950–1960-е мы контактировали с организациями из 62 стран мира.
В середине 1960-х одним из важных направлений работы профсоюза стало обеспечение профсоюзными путевками и организация отдыха детей.
Огромное внимание уделялось охране труда. Специалисты горкома посещали сотни образовательных организаций, выдавая предписания об устранении найденных нарушений. Параллельно при горкоме работала общественная юридическая консультация, которая защищала тысячи членов профсоюза.
Профсоюз продолжал бороться за повышение стипендий для студентов. Особенно актуальной эта тема стала во время пятилетки 1971–1975 годов, когда государство планировало добиться роста реальных доходов населения на 30%. В середине 1970-х членами нашего профсоюза были 99,3% от общего числа работавших и студентов (или 434 170 человек).
Во время перестройки планировалось дополнить всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным, причем план реализации реформы был рассчитан до 1995 года, однако ему не суждено было сбыться. В стране началась новая эпоха потрясений. Развал СССР становился всё более очевиден, социально-экономическое положение населения стремительно ухудшалось.
Начало 1990-х – тяжелейший период в истории нашей страны, который доказывает цикличность истории. Как и в начале двадцатого века, среди актуальных проблем вновь появились нищета и голод. Агония перестройки, государственный переворот и распад СССР привели к обвальному росту цен и стремительному падению уровня жизни населения. Данные Госкомстата наглядно демонстрируют масштаб экономической катастрофы. Снижение реальных доходов населения за четыре года составило 43%. К 1998 году, после дефолта, 40% населения имело доходы ниже прожиточного минимума. Бедность по сравнению с 1990 годом возросла в 15 раз. При этом большая часть национального дохода доставалась малочисленной группе олигархии.
Такое несправедливое положение возродило протестное движение. Люди, как и век назад, вновь были готовы идти на баррикады, терять уже было нечего. Лидерами протестов стали профсоюзы.
Благодаря возросшей протестной активности населения профсоюзы смогли добиваться своих целей с помощью шествий, пикетов, митингов, собраний и даже забастовок. Увидев решительность участников профсоюза, власть выделила 5 млрд рублей столичным школам и детским садам, на 70% были повышены оклады педагогов, сократилась рабочая неделя для воспитателей. Протестовали работники вузов и студенты. Всеобщими усилиями удалось добиться принятия закона «Об образовании», в котором был гарантирован уровень зарплаты учителей не ниже средне-промышленного, а для профессорско-преподавательского состава – вдвое выше. Новым фронтом борьбы профсоюза стало появление срочных контрактов, которые ущемляли права преподавателей. В это же время начались процессы по созданию социального партнерства. Заключались соглашения столичного профсоюза образования с Правительством Москвы, с Министерством образования.
Важной победой для профсоюза стало принятие Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетной сферы.
Профсоюзные лидеры и студенты выступали за повышение стипендий, которые в среднем не достигали и 10% от прожиточного минимума. Из-за низких зарплат в школы и вузы не приходили новые кадры, в какой-то момент средний возраст профессорско-преподавательского состава в вузах составил 60 лет. Оставляла желать лучшего материально-техническая и учебно-методическая база вузов.
Кроме того, качественное образование вновь становилось доступным лишь для «элиты», профсоюз выступал резко против платных образовательных услуг. Увеличение количества проблем привело и к росту протестных акций (с 1994 по 1997 год их насчитывалось уже 25). Один из митингов состоялся у Дома Правительства РФ, однако самая масштабная акция была еще впереди.
20 мая 1998 года профсоюз вывел на Новый Арбат 40 000 человек. Чиновники хотели сократить фонд оплаты труда высшей школы, увеличить учебную нагрузку и наполняемость классов, сократить стипендиальный фонд и количество студентов, принимаемых в вузы на бюджетной основе.
В 2000 году Профсоюз образования Москвы вновь вошел в состав Общероссийского профсоюза. Постепенно набирало силу социальное партнерство. Так, благодаря трудным, но плодотворным переговорам работникам образования ввели надбавки за ученые степени доктора и кандидата наук, студентам увеличили стипендию, в бюджете сохранились средства на оздоровление и отдых.
Подводя итоги активной фазы профсоюзных протестных акций, можно отметить, что профсоюз в борьбе за права учителей, воспитателей, преподавателей вузов и студентов принимал крайне смелые решения.
Строгановское профсоюзное движение, неразрывно связано с историей Общероссийского и Московского профсоюзов. Интересно отметить наиболее сложный период, совпавший со сломом советской системы, когда решался вопрос быть или не быть профсоюзу.
С 1991 по 1993 год профсоюз провёл шесть акций протеста, трижды объявлял предзабастовочное состояние и во всех этих мероприятиях непосредственное участие принимал строгановский профсоюзный актив во главе с председателем Червяковым Анатолием Анатольевичем.
Сегодня профсоюзная организация РГХПУ им. С.Г. Строганова неразрывно связана со всем происходящим в стране и мире. Мы собираем и отправляем гуманитарную помощь на фронт, поддерживаем раненых в госпиталях.
Использованы материалы с официальных сайтов Общероссийского Профсоюза образования (https://www.eseur.ru), Московской городской организации Профсоюза образования (https://mgoprof.ru) и архива ОППО РГХПУ им. С.Г. Строганова.